Любая компания начинает свой производственный путь с создания торговой марки. Сложность этого процесса состоит в том, что нет каких-либо четких предписаний, которым нужно следовать, чтобы гарантированно достичь успеха. Создание торговой марки во многом схоже с лотереей: есть определенная вероятность, что выиграешь, но и шансы проиграть немалы. Чтобы отследить результаты участия в этой лотерее, в каждой фирме предусмотрен анализ торговой марки. Оценка торговой марки состоит из определенного ряда действий, направленных на выявление ее позитивных и негативных сторон. Основная задача анализа торговой марки: оценка ее актуальности, популярности. Также в ходе анализа выясняется мнение о ней потенциальных потребителей, результаты продвижения марки сравниваются с заявленными в плане. Для начала следует заняться исследованием мнения потенциальных потребителей. Жизненная позиция и интересы целевой аудитории могли существенно измениться за время продвижения торговой марки. Быть может, торговая марка в чем-то не оправдала ожидания потенциальных клиентов. Существование торговой марки обусловлено ее нацеленностью на знакомство потребителей с продукцией компании, поэтому целевую аудиторию необходимо проанализировать еще раз. Маркетинговые исследования торговой марки подразумевают исследование различных сегментов рынка, а не только того, на котором данная торговая марка реализуется в данный момент. Возможно, Ваша торговая марка сможет завоевать популярность и у других групп людей, если Ваша компания будет серьезно над этим работать. Необходимо сравнить положение Вашей торговой марки на рынке с той, которая предполагалась при разработке стратегии продвижения торговой марки. Анализ торговой марки может исследовать деятельность по развитию торговой марки и оценить, все ли идет так, как задумано, нет ли препятствий на пути к должной узнаваемости торговой марки. Если таковые имеются, нужно внести коррективы в первоначальный план в соответствии с ситуацией на рынке. Анализ торговой марки также включает в себя мнение целевой аудитории и непосредственно потребителей о продукции фирмы, Возможно, продукция Вашей компании не соответствует позиционируемым качествам. В данной ситуации следует пересмотреть ключевые послания продвижения торговой марки, или же изменить продукцию. Последняя мера будет более эффективна, так как смена концепции торговой марки характеризует компанию как нестабильную и безответственную. Поэтому лучше будет, если Вы все же исправите то, чем так недовольны потребители Вашей продукции. Рассмотрите задачи, которые были поставлены перед формированием торговой марки в самом начале. Актуальны ли они до сих пор? Не сменились ли приоритеты компании за время продвижения торговой марки? Может быть, задачи за время существования торговой марки стали невыполнимыми физически. В случае несоответствия задач реальному направлению развития торговой марки, обязательно поставьте новые задачи, чтобы компании было к чему стремиться, и торговая марка работала как можно эффективней. Если изначальная задача все же реальна, но не выполняется, задумайтесь, что же в процессе формирования торговой марки пошло не так? Быть может, это производственные недочеты, или же халатное отношение маркетологов. В любом случае стоит бросить все силы на исправление допущенных ошибок и предотвращение их в дальнейшем, потому что именно одна мелочь впоследствии может губительно отразиться на Вашем бизнесе. Анализ торговой марки должен исследовать узнаваемость торговой марки. Также необходимо выяснить, какую реакцию торговая марка вызывает у потребителей. Если они отзываются о торговой марке скорее неприязненно, ищите причины этого. Возможно, еще не поздно все исправить. Если целевую аудиторию не устраивает работа маркетологов или же концепция торговой марки как таковой, меняйте неприятные аспекты торговой марки. Если качество продукции не устраивает целевую аудиторию, начните работать над его улучшением. Ни в коем случае не пренебрегайте мнением потенциальных потребителей, так как они приносят Вашей компании весь ее доход. Анализ торговой марки не может быть полным без изучения ее названия. Какие эмоции вызывает название Вашей торговой марки у потенциальных потребителей? Если им что-то не нравится, задумайтесь над этим. Легко ли произносится название торговой марки? Понятно ли оно целевой аудитории? Не вызывает ли оно отрицательных ассоциаций у потребителя? Ответьте на эти вопросы, и Вы поймете, что Ваша компания сделала не так при выборе названия. Воспользуйтесь интернет-ресурсами, которые занимаются определением фонетической характеристики того или иного названия. Чем больше в нем положительной окраски, тем большую популярность возымеет торговая марка. Если же программа выдает негативные качества, задумайтесь о смене названия торговой марки. Но все же постарайтесь выбрать хорошее название торговой марки до того, как приступите к анализу торговой марки. Один из шагов оценки торговой марки – анализ конкурентоспособности торговой марки. В первую очередь, выявите своих конкурентов. Их количество может варьироваться, также как и успешность, и объем продаж. Но вне зависимости от того, кем являются Ваши главные соперники, нужно исследовать каждого из них. Для начала соберите информацию о конкурентах Вашей фирмы. При этом желательно пользоваться всеми доступными Вам источниками информации. Узнайте, как идут дела в их фирмах, какова их целевая аудитория и что они ей предлагают. Оцените качество их продукции, проанализируйте, чем их продукт может выгодно отличаться от других. При анализе торговой марки одинаково важны как лидеры продаж, до которых Вашей компании нужно еще дорасти, так и более мелкие соперники, которые без Вашего пристального внимания могут в дальнейшем переманить Вашу целевую аудиторию и занять нишу Вашей компании на рынке. Анализ торговой марки конкурентов, занимающих наиболее успешное место на рынке, нужно совершать в первую очередь. Необходимо понять, что есть такого в их фирме, что так притягивает покупателей. Быть может, у него более привлекательное название? Возможно, но дело наверняка не в этом. Узнайте, какие маркетинговые ходы использует Ваш прямой соперник. Какова позиция его торговой марки, как он ее позиционирует. Какая у него реклама, какими способами он пользуется для продвижения своей торговой марки: важно абсолютно все. Только грамотный анализ торговой марки конкурента может помочь Вашей компании превзойти его. Узнайте все его слабые и сильные места, чтобы нанести решающий удар, после которого объемы продаж Вашей компании затмят любого оппонента. Оценка стоимости торговой марки тоже немаловажна. Если товарная марка окупает все средства, вложенные в ее развитие – хорошо. Если же нет, подумайте, изменить ли что-то в концепции торговой марки или же вовсе от нее отказаться. Анализ торговой марки, безусловно, важен для любой компании. Это единственно верное средство понять, по тому ли пути идет Ваша компания, и не нужно ли изменить курс. С помощью оценки торговой марки Вы сможете исправить все огрехи в продвижении торговой марки и добиться ее быстрого и эффективного развития.
|